ЧТОБЫ ЛИФТ НЕ СТАЛ ЛОВУШКОЙ…

Чем аукнется пользователям катастрофическая нехватка средств на замену и обслуживание подъемных машин?

Помните, когда-то лучшим другом человека был управдом. А сегодня, когда город неуклонно тянется ввысь, им, пожалуй, становится лифт. Насколько надежна и долговечна такая дружба?

МЫ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ

Для нас с вами, жильцов многоэтажек, поездки на лифтах обходятся в сущие гроши — меньше двух тысяч рублей в месяц. А сколько раз в день мы их совершаем? Ну, как минимум, дважды. Попробуйте покататься за эти деньги по городу! Высадят как «зайца» — платить будет нечем. А задумывались ли вы когда-нибудь о пробеге этой удивительной машины? Готова поспорить: пробег собственного автомобиля вас заботит куда больше. Вы прекрасно знаете его допустимый предел, за гранью которого — конец безопасности. У лифтов он наступает через 25 лет эксплуатации, когда услужливая кабина «набегает» как минимум 150-200 тысяч километров. Думаете, состарившуюся подъемную машину сразу же бросаются менять на новую? Увы, чаще всего ограничиваются постановкой на плановую модернизацию. Причем делают это после того, как эксперты проведут техническое диагностирование и, как правило, на несколько лет продлят срок эксплуатации. Многие граждане обращаются в обслуживающую лифтовое хозяйство города организацию — ОАО «Витебсклифт» — с предложением увеличить расценки, чтобы хватало средств на обеспечение безопасного движения, однако самовольно это сделать нельзя: требуется распоряжение властей.
И все-таки паниковать без особой причины на то не следует. По правде говоря, любой лифт обладает колоссальной системой защиты. Его удерживают аж три каната, рассчитанных на 10-12-тонную нагрузку каждый. Даже если оборвутся все и сразу, предусмотрен запасной вариант спасения — ловители и ограничители скорости. При малейшем отклонении от заданных параметров кабина будет мгновенно остановлена, пройдя расстояние не более 200 миллиметров.

ЭКСТРИМ ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ

К счастью, до серьезных ЧП в лифтах в Витебске не дошло, а вот застревать приходилось многим. Чаще всего при перегрузке: то новоселы норовят перевезти тяжеленную мебель, то молодежи неймется доехать быстрее и вместе. А кто поспешит, тот… Продолжать не стоит. Как-то аварийной бригаде пришлось вызволять целую стайку выпускников школы — торопились отпраздновать событие. Или еще показательный случай. Позвонила молодая мама: «Срочно выезжайте! Коляска с ребенком застряла в дверях лифта!». Ей посоветовали до приезда аварийной бригады вынуть ребенка, взять на руки, а в ответ: «Вы мне еще указывать будете?! Хотите, чтоб ребенок проснулся?» Мамаша не подумала, что младенцу грозит нечто более страшное… Впрочем, пользователи вообще меньше всего думают в обыденной обстановке о потенциальной опасности совершаемых в лифте поездок. Хотя бы инструкцию по эксплуатации выучили! Вам разве не приходилось наблюдать, как жмет нетерпеливый человек на кнопку вызова, хотя она светится, явно сигнализируя: лифт занят? А как родители вталкивают в кабину детей, переступая порог уже после них? А часто ли вы наблюдали идеальную сцену, где мать или отец берут малыша из коляски на руки, прежде чем заходить в лифт? Недавно в Бресте женщина получила увечье, грубо говоря, по собственной глупости. Выводила собачку на прогулку, держалась за поводок. Песик прыг в распахнутый лифт, а хозяйка отвлеклась на пару слов с соседкой. Двери захлопнулись, и тут же кабину вызвали с другого этажа. Бедная женщина не успела глазом моргнуть и высвободить палец из пут поводка — оторвало мгновенно. И кого в этом винить?
Ни один европейский пользователь не нарушит инструкцию по пользованию лифтом: не станет взламывать дверь, втискиваться в заполненную кабину, не говоря уже об актах вандализма. Зато на Западе наши отечественные лифты (могилевского производства) работают как часы. И те же машины как с цепи срываются у отечественных пользователей. Парадоксально, но факт: в длинной многоэтажке на одной из центральных улиц Витебска производили плановую замену лифтов, но пока установили последний, просился на повторную замену первый. Зато в ЖСК, где жилье строится за «кровные сбережения» каждого из жильцов, к лифтовому хозяйству относятся щепетильно. Люди понимают: случись что-нибудь — финансовые затраты по капремонту лягут на их плечи. А это немало: новый лифт стоит до 55 миллионов новка. Сумма солидная для членов ЖСК. Впрочем, и для городского бюджета тоже.

ПОКА НЕ ГРЯНЕТ ГРОМ?..

Около сотни лифтов следует ежегодно менять в областном центре, а удается в лучшем случае — треть. Из двух тысяч лифтов, обслуживаемых предприятием «Витебсклифт» по всей области, только в текущем году, по словам директора предприятия Ивана Радкевича, в очереди на замену «стоит» 357. Увы, никто точно не скажет, когда их отправят в утиль. Катастрофически не хватает финансов для проведения плановых работ по замене или реконструкции изношенной подъемной техники. Но за какие шиши, извините, их производить, если дебиторская задолженность за обслуживание лифтового хозяйства достигла 3,4 миллиарда рублей? В Витебском горисполкоме делают уточнение: дебиторская задолженность за обслуживание лифтов, которые находятся на обслуживании ЖРЭТов города, составляет 1 миллиард 915 миллионов рублей. В городском бюджете просто-напросто нет средств на ее погашение — масса первоочередных платежей и потребностей. Между тем ситуация может накалиться до критического предела. Такое уже случалось и порождало коллективные жалобы в облисполком. Маленький, но яркий пример — девятиэтажная «малосемейка» по улице Горького. Жильцы ее исправно рассчитывались за пользование лифтом, но денежки годами оседали на счетах ОАО «КИМ», которому принадлежит здание. Сколько можно обслуживать лифтовое хозяйство неплательщиков в долг? Когда в очередной раз оказалось не за что проводить плановую диагностику, его попросту отключили. Вот вам великолепный повод для недовольства масс. Дважды пришлось повторять эту предупредительную операцию, да к тому же пригрозить предприятию расторжением договора, чтобы оно наконец погасило задолженность. А ведь отключение не было капризом «Витебсклифта» или способом шантажировать дебитора — угроза безопасности пользователей вынуждала идти на крайние меры. Как ни печально об этом говорить, но из-за недостаточности средств на замену отработавших нормативный срок эксплуатации лифтов в жилищном фонде города вскоре подобные меры могут быть применены и тут. Можно себе представить шквал жалоб в ответ на такие радикальные шаги!

КТО УЧТЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР?

Пара штрихов — и картина станет еще ярче. Машины, в которых спешат на помощь к застрявшим в лифтах пассажирам спасатели, отслужили по три предусмотренных производителем срока. Случается, на полпути к месту аварии техника буквально рассыпается, и приходится возвращаться на базу с помощью эвакуатора. А механик следует на вызов на такси, в том числе и ночью. Разве не экстремальные условия труда? Наверное, не стоит убеждать читателя, что четкая работа сложного подъемного механизма во многом зависит от профессионализма обслуживающих его людей. В ОАО «Витебсклифт», говорит директор Иван Радкевич, трудятся профессионалы, отвечающие за лифтовое хозяйство области. Почти 400 человек в штате организации, и каждому из них требуется своевременно выплачивать зарплату. Лифты последнего поколения компьютеризированы, а значит, и подготовка обслуживающего персонала более продолжительна и сложна. В организацию не берут людей «с улицы» — нужны образованные специалисты. И терять подготовленных специалистов по обслуживанию лифтов из-за временных финансовых сложностей, связанных с кризисом, нельзя. Что станется тогда с нами, жильцами многоэтажек? Стоит ли развивать эту мысль, накладывая новые мазки на картину? Или безопаснее для всех — повернуться лицом к проблеме?

ХОДИТ ЖАЛОБА ПО КРУГУ…

Автор статьи пытался получить комментарий к ней компетентных специалистов Витебского горисполкома. Увы! Начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства Валерий Кирсанов был изрядно озадачен вопросом, не подозревая о наличии «лифтовых» проблем. По его совету обратились к исполняющей обязанности начальника финуправления горисполкома Инне Писаковой, но та отослала к управляющим ЖРЭТов, сославшись на то, что не в ее компетенции давать подобные комментарии. А раз лифты — часть жрэтовского хозяйства, то управляющим, дескать, и карты в руки — пусть объяснят ситуацию. Не сочтя за труд, журналист постучался и в эти двери. В результате выяснилось, что оплата, производимая жильцами за услуги ОАО «Витебсклифт», без задержки перечисляется по назначению. А многолетняя задолженность горисполкома перед этой организацией состоит из не выплачиваемых вовремя дотаций — разницы между себестоимостью обслуживания лифтов и тарифом, оплачиваемым населением. Что ж, возвращаемся по кругу в горисполком. На этот раз к заместителю председателя — Дмитрию Шерикову. Вот его комментарий:
— В жилом фонде нашего города 1343 лифта, за состояние которых отвечают жилищно-коммунальные предприятия. ОАО «Витебсклифт» регулярно проводит работы по их техобслуживанию в соответствии с «Положением об организации обслуживания и надзора за лифтами в Республике Беларусь». Действительно, у 289 лифтов срок эксплуатации превышает нормативный, однако они не находятся в аварийном состоянии: по результатам диагностики сроки пользования ими продлены. Не скрою, что существует проблема финансирования работ по замене изношенной подъемной техники, но нормативы безопасной эксплуатации лифтов все же соблюдаются. В последнее время заменено 113 лифтов, 22 из которых в текущем году. А задолженность перед ОАО «Витебсклифт» образовалась из-за невозможности своевременно выплатить из городского бюджета сумму дотаций, составляющих разницу между себестоимостью обслуживания лифтов и тарифом, начисляемым населению. Увы, вопрос этот до сих пор не решен и проблема пересмотра надлежащего финансирования действительно назрела. В том числе за счет потребителей услуг, то есть пользователей лифтами…

Светлана ЗАЛЕССКАЯ.

Опрос нескольких пользователей городскими лифтами из разных микрорайонов Витебска сводится к одному: обслуживание качественное, все проблемы создают варварски относящиеся к государственному имуществу граждане.

— Мы 26 лет живем в доме № 51 по Московскому проспекту. И претензий к «Витебсклифту» не предъявляли ни разу. А теперь еще ЖРЭТ нанял уборщика лифтов — вообще в удовольствие ездить на свой пятый этаж, — говорит сотрудница завода «Вистан» Ольга Белецкая.

— Наш лифт в доме по проспекту Строителей работает как часы, хотя служит около 30 лет. Нам нравится такая забота специалистов, — признается методист Витебской академии ветеринарной медицины Раиса Тихонова.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *