С помощью обращений граждане не только решают возникшие проблемы, но и пытаются… завоевать популярность

Хорошее ли дело – помощь людям? Казалось бы, да. А можно ли в этом благом начинании использовать ложь и подтасовки? Не думаю, ведь давным-давно замечено, что ложкой дегтя легко испортить бочку меда. И вряд ли подобным способом стоит бороться за правду.

Однако факт остается фактом: в одном из придвинских городов появился некий радеющий за сограждан Иван Иванович Иванов (назовем его так), который для достижения целей не стесняется использовать не самые правильные методы. И поскольку тайное рано или поздно становится явным, однажды эти сведения выплыли наружу.

Произошло все банально. Сотрудники, работающие с обращениями граждан, подготовили ответ на коллективную жалобу, касающуюся асфальтирования дворовой территории, и определялись, на какой адрес отправлять документ. Глянув на список заявителей, увидели: первым номером значится фамилия коллеги из кабинета напротив.

– Ну что, можем сэкономить на почтовых расходах? – заметили с улыбкой, зайдя к ней. И тут выяснилось, что женщина даже не подозревала о том, что подписала обращение. А напротив ее имени стоял незнакомый «автограф». В результате возникли сомнения в достоверности остальных подписей. И кроме решения вопроса, изложенного в письме, чиновникам также пришлось заняться проверкой подлинности всей предо­ставленной информации.

Есть и еще один аспект данной ситуации. Вышеупомянутый Иван Иванович направил властям не одно обращение. Менее чем за два месяца от него поступило 11 посланий! И все коллективные. В них поднимались вопросы капитального ремонта кровли, освещения дворов, устранения течи между панелями, устройства тротуаров… Все моменты жизненные и людей, безусловно, волнующие. Немного смущает то, что в ЖЭУ по этим поводам зачастую никто не обращался, а письма направлялись сразу в органы власти. Кроме того, названные в жалобах дома и улицы находятся в абсолютно разных местах города. Это каким же вездесущим надо быть, чтобы везде успеть и побывать, и проблему увидеть, и подписи собрать! А если учесть, что на последнем поступившем обращении более 1 500(!) «автографов» граждан, то задача представляется вообще нереальной.

Конечно, проверить каждую квартиру сложно. Чиновники попытались опросить хотя бы часть заявителей. Корреспонденту «ВР» довелось стать очевидцем одной из проверок.

– Да, приходил какой-то молодой человек, мы все поставили подписи, – подтверждали одни.

– Первый раз слышим об этой жалобе. Ни под чем мы не подписывались, – с удивлением отмечали другие. – Да и живут у нас в квартире три человека, а не четыре.

Случайно среди заявителей, ратующих за оборудование пешеходного перехода, я заметила имя своей давней знакомой и решила, что есть чудесный повод позвонить ей, заодно и о житье-бытье расспросить. Поговорили о работе, детях, после чего беседа плавно перетекла в нужное мне русло.

– Честно говоря, меня дома не было, когда подписи собирали,– призналась приятельница. – Заходил не знакомый нам парень. Муж и за себя, и за меня расписался. Вопрос-то действительно хотелось бы решить.

Замечу, что в каждом конкретном случае обращение без внимания властей не оставалось. Создавали комиссию, выходили на место, встречались с людьми. И порой оказывалось, что на самом деле проблемы не существует. Например, выяснялось, что капитальный ремонт кровли не нужен, поскольку проводился несколько лет назад. Или что двор освещается расположенными над входами в подъезды светильниками, которые исправно функционируют, а установка специальных фонарей не предусмотрена проектом застройки. Часто получалось и так, что проведение работ, о которых шла речь в жалобе, еще до обращения граждан было запланировано соответствующими организациями и внесено в официальные документы. То есть «правдоискатель» Иванов боролся за то, что и так было бы сделано. Однако чтобы это подтвердить, приходилось отвлекать от работы не одного человека… Зато инициатор «поисков справедливости» в таком случае имел гарантию положительного решения вопроса и мог приписать все заслуги себе.

Любопытен и тот факт, что о результатах рассмотрения обращений Иван Иванович требовал информировать отнюдь не жителей, просивших отремонтировать крышу или тротуары. Под письмами гражданин Иванов исправно указывал свой собственный адрес и контактный телефон, исключительно по личной инициативе считая себя уполномоченным бороться за интересы всех горожан. А ведь в Законе Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» сказано, что «представители заявителей осуществляют свои полномочия на основании актов законодательства, либо актов уполномоченных на то государственных органов, либо доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством». Но  это «правдоискатель» предпочел игнорировать.

Кроме того, некоторые из полученных ответов Ивана Ивановича не полностью удовлетворили, и он начал направлять новые депеши – уже в вышестоящую инстанцию. И сотрудникам, работающим с обращениями граждан, пришлось тратить время, объясняя человеку, в чем он не прав.

Насколько типична данная история — не знаю. Но лично я извлекла из нее определенные уроки. Во-первых, следует внимательно и полностью прочесть документ, под которым подписываешься. А еще – прежде, чем ставить где-то свою подпись, нужно хотя бы попросить человека предъявить документы и запомнить его фамилию и адрес. По крайней мере, будет кому предъявить претензии, если рядом с вами в списке окажутся «мертвые души», а решение наболевшего вопроса на деле выльется в чью-то попытку создать себе репутацию «борца за народные интересы».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *